информатика 8 класс базовый уровень 23-24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является
ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы
(авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов
является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные
стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной
деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебновоспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является
необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника,
достижения им ряда образовательных результатов,
прямо связанных с необходимостью
использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии,
которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с
точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают
условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и
результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики
преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования:
именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами
информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ,
которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в
повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к
школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В
процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную
школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших
школьников и подростков.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных
целей основного общего образования, способствуя:
 формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире;
 совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов
деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной
деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской
деятельности и т.д.);
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению
образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ
1. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

2. Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и
практической деятельности.
3. Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Воспитательные цели не являются обособленными, поскольку процесс обучения и воспитания
человека един. Он лишь решается специфически в каждом учебном предмете на его материале и
его методами.
При определении воспитательных целей необходимо:
а) показывать роль отечественных и зарубежных ученых в развитии информатики и техники
б) знакомить с ролью информатики в создании материально-технической базы народного
хозяйства
в) раскрывать основные достижения и перспективы науки и техники
г) развивать трудовые навыки и воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда.
Хорошо продуманный и подготовленный урок информатики вносит огромный вклад в дело
всестороннего развития и воспитания детей. Уроки информатики учат анализировать,
сопоставлять, оценивать, делать умозаключения.
Готовясь к уроку, я не только продумываю формы и методы подачи материала, но и выстраиваю
пути максимального использования воспитательных возможностей.
Мультимедийные уроки информатики, уроки-лекции, зачёты, конкурсы, практические работы,
самостоятельная творческая работа посредством организации коллективной и самостоятельной
деятельности учащихся, работа в парах позволяют решать общие воспитательные и частные
личностно значимые цели.
Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями
ФГОС ООО на основе авторской программы по «Информатике» для 7-9 классов к УМК
«Информатика» для 5-9 классов авторов Босова Л. Л., Босова А. Ю. (Информатика. Программа для
основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2015. -88 л.: с ил. – (Программы и планирование))
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем
как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания
и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней
накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время
принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых
технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро
наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их
ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры,
развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный
потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение
информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе
учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью,
достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они
закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении
всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане основной школы информатика представлена как базовый курс в VII–IX
классах (три года по одному часу в неделю, всего 102 часов);
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ИНФОРМАТИКИ
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы
деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных
технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они
значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и
личностными.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой
разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по
информатике.
7 класс
Личностные образовательные результаты:
приобретение опыта использования электронных средств
в учебной и практической
деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств
ИКТ,
включая
цифровую
бытовую
технику;
 повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с
использованием ИКТ;
 рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением
компьютера;
 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
 получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания
различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту
значимой
информации
и
личную
информационную
безопасность;
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности и др.;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
учебных проектов;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов
информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
 оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти,
необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и
пр.);
 построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
 решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
 оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью;
 следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
 юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой
деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
 получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью
электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
 соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
 понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и
технических и экономических ограничений;
 рациональное использование технических средств информационных технологий для
решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер,
цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в
начальной школе и в младших классах основной школы;
 знакомство с основными программными средствами персонального компьютера –
инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система
отказов);
 умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
 использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для
определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и
каталогов;
 приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем
прямых измерений и экспериментов;
 создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование
навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
 использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении
устных сообщений.
в сфере эстетической деятельности:
 знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных
образовательных областей и средствами их создания.
в сфере охраны здоровья:
 соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими
средствами информационных технологий.
8 класс
Личностные образовательные результаты:

 владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями,
например, критическая оценка информации в СМИ;
 умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства
личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
 приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных
средств связи в учебной и практической деятельности;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
учебных проектов;
 повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с
использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
 получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;
формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при
исследовании различных объектов, явлений и процессов;
 владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того,
что еще неизвестно;
 планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, составление плана и последовательности действий;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов
информатики и средств ИКТ.
 умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства
массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
 выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение
внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче
автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);
 преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и
полноты;
 оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной
системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
 решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
 понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего
мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от
некорректной;

авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы
использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
 осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
 получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью
электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
 овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования
запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и
поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
 соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации
по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
 понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и
технических и экономических ограничений;




выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов
(форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков,
полученных в начальной школе;
 решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных
средств (электронные таблицы);
 использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и
динамики их изменения;
 приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с
помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
 совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей
средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
 понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье
человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
 соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими
средствами информационных технологий.
9 класс
Личностные образовательные результаты:
 владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее
свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за
качество окружающей информационной среды;
 умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства
личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
 приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных
средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по
настройке и управлению персональных средств ИКТ;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
учебных проектов.
Метапредметные образовательные результаты:
 представление знаково-символических моделей на формальных языках;
 планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, составление плана и последовательности действий;
 контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
 коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
 получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации
и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных
объектов, явлений и процессов;
 владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того,
что еще неизвестно;
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов
информатики и средств ИКТ;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
учебных проектов.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
 освоение основных понятий и методов информатики;
 выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение
внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче
автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки
и др.);



развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в
современном информационном обществе;
 построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с
использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);
 оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
 осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
 построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений
между ними);
 выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и
адекватности поставленной задачи;
 освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
 освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов;
использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки
его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и
исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
 вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования;
построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов
алгебры логики;
 решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
 авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы
использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности.
в сфере коммуникативной деятельности:
 осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
 соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации
по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
 понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и
технических и экономических ограничений;
 выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
 использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов
(форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
 решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных
средств (электронные таблицы);
 создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций;
 использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных
сообщений;
 использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и
динамики их изменения;
 создание и наполнение собственных баз данных;
 приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с
помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
 совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей
средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
 понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье
человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
 соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими
средствами информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах
основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками
(разделами):

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной
школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
 введение в информатику;
 алгоритмы и начала программирования;
 информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств
получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность
дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный
код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел
от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины,
фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной
информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации.
Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации.
Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном
мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэшпамять). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость
передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных
системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка,
связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в
живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета,
процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование
моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание,
таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных
процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного
эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы
истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их
назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя
при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами).
Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений
при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления
данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и
вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись
программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ
в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и
долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные
характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы
использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация
пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка,
слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование
текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с
фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов
(шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой
строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ
списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок:
сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного
перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация
страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное
представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических
редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как
составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные
и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о
сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и
сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.
Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой
системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги,
поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к
оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству
достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная
подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества.
Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,
управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных
данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия
(медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица тематического распределения количества часов
7 класс
Раздел

Тема

I

Информация и информационные процессы
Компьютер
как
универсальное
устройство
обработки информации
Обработка графической информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Резерв

II
III
IV
V
VI
Итого

Авторская
программа
9

Рабочая
программа
9

7

7

4
9
4
2
35

4
9
4
1
34

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема
Основное содержание
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)

Тема 1. Информация и
информационные
процессы (9 часов)

Тема 2. Компьютер как
универсальное
устройство обработки
информации. (7 часов)

Информация. Представление
информации.
Формы
представления информации.
Кодирование информации.
Основные
виды
информационных процессов
Хранение информации.
Передача
информации.
Обработка информации.
Поиск информации.

Общее
описание
компьютера.
Основные
компоненты
персонального компьютера
Состав
и
функции
программного обеспечения
Правовые
нормы
использования
программного обеспечения.
Файл.
Графический
пользовательский интерфейс
Гигиенические,
эргономические
и

Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с
позиции её свойств (актуальность,
достоверность, полнота и пр.);

приводить примеры кодирования
с использованием различных
алфавитов, встречаются в жизни;

классифицировать
информационные процессы по
принятому основанию;

выделять информационную
составляющую процессов в
биологических, технических и
социальных системах;

анализировать отношения в
живой природе, технических и
социальных (школа, семья и пр.)
системах с позиций управления.
Практическая деятельность:

кодировать и декодировать
сообщения по известным правилам
кодирования;

определять количество
различных символов, которые могут
быть закодированы с помощью
двоичного кода фиксированной длины
(разрядности);

определять разрядность
двоичного кода, необходимого для
кодирования всех символов алфавита
заданной мощности;

оперировать с единицами
измерения количества информации
(бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт);

оценивать числовые параметры
информационных процессов (объём
памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи
информации, пропускную способность
выбранного канала и пр.).
Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с
точки зрения единства программных и
аппаратных средств;

анализировать устройства
компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения,
обработки, вывода и передачи
информации;

определять программные и
аппаратные средства, необходимые для
осуществления информационных
процессов при решении задач;

технические
безопасной
компьютера.

условия 
анализировать информацию
эксплуатации (сигналы о готовности и неполадке) при
включении компьютера;

определять основные
характеристики операционной системы;

планировать собственное
информационное пространство.

Практическая деятельность:

получать информацию о
характеристиках компьютера;

оценивать числовые параметры
информационных процессов (объём
памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи
информации, пропускную способность
выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с
файлами и папками;

оперировать компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графической форме;

оценивать размеры файлов,
подготовленных с использованием
различных устройств ввода
информации в заданный интервал
времени (клавиатура, сканер,
микрофон, фотокамера, видеокамера);

использовать программыархиваторы;

осуществлять защиту
информации от компьютерных вирусов
помощью антивирусных программ.
Тема 3. Обработка Формирование изображения Аналитическая деятельность:
на экране монитора.
графической

анализировать пользовательский
информации (4 часа)
интерфейс используемого
программного средства;

определять условия и
возможности применения
программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного
класса задач.
Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре
RGB в графическом редакторе;

создавать и редактировать
изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора;

создавать и редактировать
изображения с помощью инструментов

Тема 4. Обработка Текстовые документы и их
текстовой информации структурные единицы
Инструменты распознавания
(9 часов)
текстов и компьютерного
перевода.
Компьютерное
представление
текстовой
информации.

Тема 5. Мультимедиа
(4 часа)

векторного графического редактора.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский
интерфейс используемого
программного средства;

определять условия и
возможности применения
программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного
класса задач.

Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые
документы посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые
документы (установка параметров
страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка
колонтитулов и номеров страниц).

вставлять в документ формулы,
таблицы, списки, изображения;

выполнять коллективное
создание текстового документа;

создавать гипертекстовые
документы;

выполнять кодирование и
декодирование текстовой информации,
используя кодовые таблицы (Юникода,
КОИ-8Р, Windows 1251);

использовать ссылки и
цитирование источников при создании
на их основе собственных
информационных объектов.
Понятие
технологии Аналитическая деятельность:
мультимедиа.

анализировать пользовательский
Компьютерные презентации. интерфейс используемого
Звуки и видео изображения. программного средства;

определять условия и
возможности применения
программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного
класса задач.
Практическая деятельность:

создавать презентации с
использованием готовых шаблонов;


записывать звуковые файлы с
различным качеством звучания
(глубиной кодирования и частотой
дискретизации).
ИТОГО:

34 часа
8 класс

Раздел
I
II
III
IV
Итого

Тема
Математические основы информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
Резерв

Авторская
программа
13
10
10
2
35

Рабочая
программа
13
10
10
1
34

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема
Основное содержание
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
Понятие о непозиционных и Аналитическая деятельность:
Тема 1.
позиционных
системах 
Математические
выявлять различие в
счисления.
основы информатики
унарных, позиционных и
Двоичная арифметика.
(13 часов)
непозиционных системах счисления;
Логика
высказываний 
выявлять общее и отличия в
(элементы алгебры логики).
разных позиционных системах
счисления;

анализировать логическую
структуру высказываний.
Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0
до 1024) целые числа из десятичной
системы счисления в двоичную
(восьмеричную,
шестнадцатеричную) и обратно;

выполнять операции
сложения и умножения над
небольшими двоичными числами;

записывать вещественные
числа в естественной и нормальной
форме;

строить таблицы истинности
для логических выражений;

вычислять истинностное
значение логического выражения.
Понятие алгоритма
Аналитическая деятельность:
Тема 2. Основы
Алгоритмический язык
алгоритмизации (10

определять по блок-схеме,
Линейные
программы. для решения какой задачи
часов)
Алгоритмические конструкции
предназначен данный алгоритм;
Алгоритм работы с величинами 
анализировать изменение
значений величин при пошаговом
выполнении алгоритма;

определять по выбранному
методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции

могут войти в алгоритм;

сравнивать различные
алгоритмы решения одной задачи.

Тема 3. Начала
программирования (10
часов)

Практическая деятельность:

исполнять готовые
алгоритмы для конкретных
исходных данных;

преобразовывать запись
алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд,
дающих нужный результат при
конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических
действий;

строить цепочки команд,
дающих нужный результат при
конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего
строки символов;

строить арифметические,
строковые, логические выражения и
вычислять их значения

Язык
программирования. Аналитическая деятельность:
Решение задач по разработке и 
анализировать готовые
выполнению программ в среде программы;
программирования Паскаль.

определять по программе,
для решения какой задачи она
предназначена;

выделять этапы решения
задачи на компьютере.
Практическая деятельность:

программировать линейные
алгоритмы, предполагающие
вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;

разрабатывать программы,
содержащие оператор/операторы
ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного
уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических
операций;

разрабатывать программы,
содержащие оператор (операторы)
цикла

ИТОГО:

34 часа
9 класс

Раздел
I
II

Тема
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование

Авторская
программа
9
8

Рабочая
программа
9
8

III
Обработка числовой информации
IV
Коммуникационные технологии
Резерв
V
Итого

6
10
2
35

6
10
1
34

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема
Основное содержание
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
натурной
и Аналитическая деятельность:
Тема 1. Моделирование Понятия
информационной моделей
и формализация (9

осуществлять системный
Виды
информационных анализ объекта, выделять среди его
часов)
моделей
свойств существенные свойства с
Компьютерное моделирование. точки зрения целей моделирования;
Реляционные базы данных

оценивать адекватность
модели моделируемому объекту и
целям моделирования;

определять вид
информационной модели в
зависимости от стоящей задачи;

анализировать
пользовательский интерфейс
используемого программного
средства;

определять условия и
возможности применения
программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

строить и интерпретировать
различные информационные модели
(таблицы, диаграммы, графы,
схемы, блок-схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из
одной формы представления
информации в другую с
минимальными потерями в полноте
информации;

исследовать с помощью
информационных моделей объекты
в соответствии с поставленной
задачей;

работать с готовыми
компьютерными моделями из
различных предметных областей;

создавать однотабличные
базы данных;

осуществлять поиск записей
в готовой базе данных;

осуществлять сортировку

Тема 2.
Алгоритмизация и
программирование (8
часов)

записей в готовой базе данных.
Этапы решения задачи на Аналитическая деятельность:
компьютере. Конструирование 
выделять этапы решения
алгоритмов
задачи на компьютере;
Управление, управляющая и 
осуществлять разбиение
управляемая системы
исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные
алгоритмы решения одной задачи.

таблицы.
Тема 3. Обработка Электронные
расчётов.
числовой информации Выполнение
Построение
графиков
и
(6 часов)
диаграмм.
Понятие
о
сортировке
(упорядочивании) данных.

Тема 4.
Коммуникационные
технологии (10 часов)

Практическая деятельность:

исполнять готовые
алгоритмы для конкретных
исходных данных;

разрабатывать программы,
содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы
для обработки одномерного
массива:
o
(нахождение минимального
(максимального) значения в данном
массиве;
o
подсчёт количества
элементов массива,
удовлетворяющих некоторому
условию;
o
нахождение суммы всех
элементов массива;
o
нахождение количества и
суммы всех четных элементов в
массиве;
o
сортировка элементов
массива и пр.).
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский интерфейс
используемого программного
средства;

определять условия и
возможности применения
программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать электронные
таблицы, выполнять в них расчёты
по встроенным и вводимым
пользователем формулам;

строить диаграммы и
графики в электронных таблицах.
Локальные
и
глобальные Аналитическая деятельность:
компьютерные сети.

выявлять общие черты и
Взаимодействие
на
основе

компьютерных сетей
Технологии создания сайта.
Базовые
представления
о
правовых и этических аспектах
использования компьютерных
программ и работы в сети
Интернет.

отличия способов взаимодействия
на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные
имена компьютеров и адреса
документов в Интернете;

приводить примеры
ситуаций, в которых требуется
поиск информации;

анализировать и сопоставлять
различные источники информации,
оценивать достоверность найденной
информации;

распознавать потенциальные
угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:

осуществлять
взаимодействие посредством
электронной почты, чата, форума;

определять минимальное
время, необходимое для передачи
известного объёма данных по
каналу связи с известными
характеристиками;

проводить поиск информации
в сети Интернет по запросам с
использованием логических
операций;

создавать с использованием
конструкторов (шаблонов)
комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы,
включающей графические объекты.

ИТОГО:

34 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации
как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их
роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами
произвольного алфавита
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
 научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам.
 познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
 научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы,
основных возможностях графического интерфейса и правилах организации
индивидуального информационного пространства;
 научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с
применение средств информационных технологий;
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
 применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых
рисунков.
Обучающийся получит возможность:
 видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
 научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
 применять основные правила создания текстовых документов;

 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
 применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших
текстов на русском и иностранном языках;
 выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
 использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом,
изменение величины шрифта) текстов;
 создавать и форматировать списки;
 создавать формулы;
 создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
 создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы,
рисунки;
 осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
 оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию,
размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
 использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
 создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
 создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
 научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
 демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе
Тема 1. Математические основы информатики
Обучающийся научится:

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные
свойства с точки зрения целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Обучающийся получит возможность:

строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной
задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Основы алгоритмизации

Обучающийся научится:

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Обучающийся получит возможность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения
Тема 3. Начала программирования
Обучающийся научится:

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

выделять этапы решения задачи на компьютере.
Обучающийся получит возможность:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;

разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических
операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
Планируемые результаты изучения информатики в 9 классе
Тема 1. Моделирование и формализация
Выпускник научится:

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные
свойства с точки зрения целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность:

строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;


исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной
задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Выпускник научится:

выделять этапы решения задачи на компьютере;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Выпускник получит возможность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o
(нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
o
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
o
нахождение суммы всех элементов массива;
o
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.).
Тема 3. Обработка числовой информации
Тема 3. Обработка числовой информации
Выпускник научится:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Тема 4. Коммуникационные технологии
Выпускник научится:

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность
найденной информации;

распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемы пути их устранения.
Выпускник получит возможность:

осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по
каналу связи с известными характеристиками;


проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в
виде веб-страницы, включающей графические объекты.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 7–9 КЛАССОВ
1.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
3.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
4.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
5.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
6.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
7.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
8.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 20013.
9.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
10.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
11.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
12.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Рабочая программа рассчитана на компьютерный

вариант обучения:

занятия в

компьютерном классе, оснащённом локальной сетью. Кроме компьютеров предлагается
использовать оборудование:
 принтер (черно/белой печати, формата А4), позволяющий фиксировать на бумаге
информацию;
 цветной принтер (формата А4),
 документ-камера;
 проектор, подсоединяемый к компьютеру, ноутбуку, документ-камере;
 устройства для ввода визуальной и звуковой информации (сканер, микрофон,
видеокамера, Web-камера);
 устройства вывода звуковой информации, а именно наушники для индивидуальной
работы со звуковой информацией, колонки;
 оборудование,

обеспечивающее

подключение

к

сети

Интернет

(комплект

оборудования для подключения к сети Интернет, сервер), что дает доступ к
российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с
другими школами.

Используя

идеологию современных личностно-ориентированных

образовательных

технологий, реализация рабочей программы предполагает применение проектных, проблемных,
игровых, интерактивных компьютерных технологий. Используются следующие цифровые
ресурсы:
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
- GCompris - пакет обучающих программ для детей;
- ЭОР для УМК «Информатика и ИКТ», 3-4 классы, авторы Могилев А. В., Цветкова М. С.
Разработчик - компания Кирилл и Мефодий;
- СДО Moodle.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».