Информатика 11 класс базовый уровень. 23-24

Пояснительная записка
Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются
межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения,
путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является
ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство
«БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Современный этап развития России, определяемый масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и
общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу, предполагает высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и
работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Соответствующий социальный заказ отражен в Указах Президента РФ, решениях Правительства
РФ и международных документах.
Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам
более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации
выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного
бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне
подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10-11 классах должно обеспечить:
•
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
•
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
•
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев
с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
•
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов
информационных технологий;
•
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и
использование информационных систем, распространение информации.

•
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся
к саморазвитию.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах
и средствах их автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
•
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных
средах (системах);
•
основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и
социальную сферу;
•
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в
школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не
менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или
политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной подготовки школьников в области информатики и ИКТ; он
опирается на содержание курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования курс информатики в старшей школе может
изучаться на базовом или на углублённом уровне.
Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение
компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
•
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;
•
умение решать основные задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
•
осознание рамок изучаемой предметной области, , типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Содержание курса информатики в старшей школе ориентировано на дальнейшее развитие информационных компетенций выпускника,
готового к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности
этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых
строится предметная область информатики.
Каждый ученик, изучивший курс информатики базового уровня, может научиться выполнять задания базового уровня сложности, входящие в
ЕГЭ.
Мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять большинство
заданий повышенного уровня сложности, входящих в ЕГЭ.
Особо мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять
отдельные задания высокого уровня сложности, входящих в ЕГЭ.

Место учебного предмета в учебном плане
Согласно примерной основной образовательной программы среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 1011 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы:
•
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую
культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме;
•
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
•
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных
учебных действий (УУД).
На становление данной группы универсальных учебных действий традиционно более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и
элементы программирования». А именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и
другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такие
тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных
объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии»
и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной
информатики» происходит становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
На уровне среднего общего образования
в соответствии с ФГОС СОО представлены результаты базового и углубленного
уровней изучения учебного предмета «Информатика»; результаты каждого уровня изучения предмета структурированы по группам
«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Как и в основном общем образовании,
группа результатов «Выпускник
научится» представляет
собой результаты,
достижение
которых обеспечивается
учителем в отношении всех обучающихся,
выбравших
данный уровень обучения.
Группа результатов «Выпускник
получит возможность
научиться» обеспечивается учителем в отношении части наибо-лее
мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения.
Принципиальным
отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая
направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для
повседневной жизни и общего развития. Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях.
При этом примерные программы
всех учебных предметов построены таким образом, что предметные
результаты
базового уровня, относящиеся
к разделу «Выпускник
получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам
раздела «Выпускник
научится» на углубленном уровне.
Эта логика сохранена и в программе. В целом, предлагаемое к изучению содержание в полной мере ориентировано
на формирование
предметных
результатов группы «Выпускник научится» базового уровня, а также многих результатов группы «Выпускник научится»
углубленного изучения информатики.
• Информация и информационные процессы
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
• Компьютер и его программное обеспечение
Выпускник на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя
знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать принцип управления робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных
вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик
компьютера.
• Представление информации в компьютере
Выпускник на базовом уровне научится:
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
–использовать знания о дискретизации данных в научных исследования наук и технике.
•

Элементы теории множеств и алгебры логики

Выпускник на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых
запросов.
• Современные технологии создания и обработки информационных объектов
Выпускник на базовом уровне научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием современных программных средств.
Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической
обработки результатов экспериментов;
– разрабатывать
и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов
и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; анализировать готовые
модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализаданных;
– читать и понимать несложные программы, написанные на выбраном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных
областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
– получать представление о существовании
различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения
времени их работы и используемой памяти;
– применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
– использовать
основные управляющие
конструкции
последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
Информационное моделирование
Выпускник на базовом уровне научится:
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать
числовые
параметры
моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые
в ходе
моделирования
реальных процессов;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые
запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
– описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;

– создавать учебные многотабличные базы данных
Сетевые информационные технологии
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
– использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной
деятельности информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств
коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и
функционирования компьютерных
сетей, нормы информационной этики и права;
– анализировать
доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
– создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать
личное информационное
пространство;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Основы социальной информатики
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ.
Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы

Роль информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире.
Различия в представлении данных, предназначенных
для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных, предназначенных
для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления
информации

10 кл
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
1.Информация, её свойства и виды
2.Информационная культура и информационная грамотность
3.Этапы работы с информацией
4.Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению информации
2.Алфавитный подход к измерению информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления
§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации

Тексты и кодирование. Равномерные и
неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления.
Сложение и вычитание чисел, записанных в этих
системах счисления

10 кл
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 14. Кодирование текстовой информации
1.Кодировка АSCII и её расширения
2.Стандарт UNICODE
3.Информационный объём текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
1.Общие подходы к кодированию графической информации
2.О векторной и растровой графике
3.Кодирование цвета
4.Цветовая модель RGB
5.Цветовая модель HSB
6.Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1.Звук и его характеристики
2.Понятие звукозаписи
3.Оцифровка звука
Математические основы информатики
10кл
1. Информация и информационные процессы
§ 4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
10кл
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления
§ 11. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
5.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q
6.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления
7.Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с
основанием q
8.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q
9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с основанием q

2.Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления с основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с основанием q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных
Элементы комбинаторики, теории множеств и
математической логики.
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры
законов алгебры логики. Эквивалентные
преобразования логических выражений.
Построение логического выражения с данной таблицей
истинности.
Решение простейших логических уравнений.

Дискретные объекты

10кл
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств
1.Понятие множества
2.Операции над множествами
3.Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
1.Логические высказывания и переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности
2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование логических выражений
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции
3.Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.
1.Логические элементы
2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1.Метод рассуждений
2.Задачи о рыцарях и лжецах
3.Задачи на сопоставление. Табличный метод
4.Использование таблиц истинности для решения логичеких задач
5.Решение логических задач путём упрощения логических выражений
11 класс

Решение алгоритмических
задач, связанных с
Глава 3. Информационное моделирование
анализом графов (примеры: построения
§ 10. Модели и моделирование
оптимального пути между вершинами
3. Графы, деревья и таблицы
ориентированного ациклического графа;
§ 11. Моделирование на графах
определения количества различных путей
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей
между вершинами).
Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира.
Бинарное дерево
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции. Подпрограммы.
11 класс
Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины ( массивы) Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
программирования
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма
2. Способы записи алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция
Составление алгоритмов и их программная реализация
11 класс
Этапы решения задач на компьютере.
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
Операторы языка программирования, основные
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
конструкции языка программирования.
1. Структурная организация данных
Типы и структуры данных. Кодирование базовых
2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal
алгоритмических конструкций на выбранном языке
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы
программирования.
1. Общие сведения об одномерных массивах
Интегрированная среда разработки программ на
2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами
выбранном языке программирования.
3. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
4. Удаление и вставка элементов массива
программ ввыбранной среде программирования.
5. Перестановка всех элементов массива в обратном порядке
Приемы отладки программ
6. Сортировка массива
Проверка работоспособности про
§ 9. Структурное программирование
грамм с использованием трассировочных таблиц.
1. Общее представление о структурном программировании
Разработка и программная реализация алгоритмов решения 2. Вспомогательный алгоритм
типовых задач базового уровня изразличных предметных
3. Рекурсивные алгоритмы
областей
4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal
Примеры задач:

– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего)
из двух, трех, четырех заданных чисел без использования
массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или
массива);алгоритмы анализа записей
чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД
данного натурального числа, проверка числа на простоту
и т. д.);алгоритмы работы с элементами массива с
однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве,
перестановка элементов данного массива в обратном
порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию,
нахождение второго по величине наибольшего (или
наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования
текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти;
зависимость вычислений от размера исходных данных
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде,
удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по
выбранной теме.
Анализ достоверности (правдоподобия) результатов
экспериментов.
Использование сред имитационного моделирования

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
4. Другие приёмы анализа программ
11 класс
Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
1. Общие сведения о моделировании
2. Компьютерное моделирование

(виртуальных лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности
Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и 10класс
аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные § 6. История развития вычислительной техники
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и 1.Этапы информационных преобразований в обществе
обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в 2.История развития устройств для вычислений
коммуникациях.
Встроенные
компьютеры.
Микроконтроллеры. 3.Поколения ЭВМ
Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в §7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного 1.Принципы Неймана-Лебедева
обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и 2.Архитектура персонального компьютера
компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности 3.Перспективные направления развития компьютеров
программного обеспечения мобильных устройств.
§ 8. Программное обеспечение компьютера
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием 1.Структура программного обеспечения
интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. 2.Системное программное обеспечение
Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с 3.Системы программирования
типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное 4.Прикладное программное обеспечение
программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, § 9. Файловая система компьютера
необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной 1.Файлы и каталоги
специализации. Законодательство Российской Федерации в области 2.Функции файловой системы
программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного 3.Файловые структуры
функционирования средств
ИКТ.
Применение специализированных
программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
11 кл
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические Глава 5. Основы социальной информатики
требования при эксплуатации
компьютерного
рабочего места. § 18. Информационное право и
Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с информационная безопасность
целями его использования
1 Правовое регулирование в области информационных ресурсов
2 Правовые нормы использования программного обеспечения
Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и 10класс
автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и Глава5. Современные технологии создания и обработки
создание собственных.
Разработка
структуры документа, создание информационных объектов
гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. § 23. Текстовые документы
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление 1.Виды текстовых документов
списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование 2.Виды программного обеспечения для обработки текстовой
текста. Облачные сервисы.
информации
Знакомство
с
компьютерной версткой текста. Технические средства 3.Создание текстовых документов на компьютере

ввода
текста.
Программы распознавания текста, введенного
с 4.Средства автоматизации процесса создания документов
использованием сканера, планшетного ПК или графического
планшета. 5.Совместная работа над документом
Программы синтеза и распознавания устной речи
6.Оформление реферата как пример автоматизации процесса
создания документов
7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой
информации
Работа с аудиовизуальными данными
10класс
Создание
и
преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод
Глава5. Современные технологии создания и обработки инизображений с использованием различных цифровых устройств
формационных объектов
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
§ 24. Объекты компьютерной графики
Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных
Компьютерная графика и её виды
приложений.
2.Форматы графических файлов
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
3.Понятие разрешения
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации
4.Цифровая фотография
готового материала в сети
§ 25. Компьютерные презентации
1.Виды компьютерных презенаций.
2.Создание презентаций
Электронные (динамические) таблицы.
11 класс
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в Глава 1. Обработка информации
том числе — в задачах математического моделирования)
в электронных таблицах
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных

4. Условное форматирование
5. Подбор параметра
Базы данных
11 класс
Реляционные (табличные) базы
Глава 3. Информационное моделирование
данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах.
§ 12. База данных как модель предметной области
Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
1. Общие представления об информационных системах
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных.
2. Предметная область и её моделирование
Сортировка данных.
3. Представление о моделях данных
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и 4. Реляционные базы данных
практических задач
§ 13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
11 класс
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Глава 4. Сетевые информационные технологии
Адресация в сети
§ 14. Основы построения компьютерных сетей
Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
1. Компьютерные сети и их классификация
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.
3. Работа в локальной сети
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений
4. Как устроен Интернет
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
5. История появления и развития компьютерных сетей
Деятельность в сети Интернет
§ 15. Службы Интернета
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
1. Информационные службы
построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет.
2. Коммуникационные службы
Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных
3. Сетевой этикет
телефонов, определение загруженности автомагистралей и т. п.); интернет§ 16. Интернет как глобальная информационная система
торговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п.
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
3. О достоверности информации, представленной на вебресурсах
Социальная информатика Социальные сети — организация коллективного 11 класс
взаимодействия и обмена данными.
Глава 5. Основы социальной информатики
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
§ 17. Информационное общество
Проблема подлинности полученной информации. Информационная 1. Понятие информационного общества
культура. Государственные электронные сервисы и услуги.
2. Информационные ресурсы, продукты и услуги

Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы
Информационная безопасность. Средства защиты информации в
автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных
сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические
угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности

3. Информатизация образования
4. Россия на пути к информационному обществу
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§ 18. Информационное право и информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
2. Правовые нормы использования программного обеспечения
3. О наказаниях за информационные преступления
4. Информационная безопасность
5. Защита информации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».