N{УFIИЦИПAЛЬHOЕБЮДЖЕTHoЕ oБщЕoБPAЗoBATЕЛЬHoЕ УЧPЕ){tДЕнИЕ (HoB O)кИЗI{ЕHCкAЯ CPЕДHЯjI шКoЛA) Boлгoгpaдскaя oблaсть' Гopoдищенский pato", п. oбл.aотнoй с/x oпьrпroй сTaI{ции PACCМoTPЕHo нa зacеДaнии Coветa обyнaroщиxсяМБoУ <Пpoтoкoл oi u2V> 1o 2023 J1bл ПPИtUITo BBе,цеI{o B IlaЗaceДaЕИI4 пеДaгoгичeскoгo сoBеTa MБoУ кHoвoжизнrнскiUI сIII) Пpoтoкoл oT<< 25 >>.|О 20 23 г. NnL- Е.H.ШестеpеIrкo .. Пoлolкение o IIIкOЛьH0M yчеIIиЧескoM сaMoyПpaBЛeHии (сoBrT oбyнaющихся) Ha 2023.2024yчeбIIЬIйгoД 202Зг. ,/;\ Цель формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия. Задачи ученического самоуправления: Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением; Создание условий для самореализации личности обучающегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности; Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы обучающихся; Организация деятельности органов ученического самоуправления; Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни; Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества; Подведение итогов работы, анализ ее результатов; Формирование у обучающихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности; Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка; Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения. Принципы построения и развития ученического самоуправления. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения; Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений; Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся; Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов; Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся; Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах; Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность обучающихся; Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, обучающимися и учителями. Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении. Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели. Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая 2 осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата. Содержание деятельности органов ученического самоуправления Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеклассной деятельности в школе. Такими видами деятельности являются: Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь обучающихся в учебе), разработка проектов и их реализация. Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства; Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья; Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи; Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы). Вся деятельность планируется самими обучающимися, в ходе реализации плана обучающимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке обучающихся по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами. Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление обучающихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности. Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации обучающихся. Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа. Помощь педагогов в работе органам самоуправления. Министерство науки и образования - Методист, педагог организатор Министерство культуры и досуга - Методист, педагог организатор Министерство здоровья и спорта - учитель физической культуры Министерство рекламы и информации – педагог организатор Министерство труда и экологии- учителя биологии и технологии Министерство по работе с начальными классами – руководитель МО начальных класс 3 Структура ученического самоуправления: . ШТАБ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Методист Президент школы школы МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ Актив ученического самоуправления 5-11 классы МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ МИНИСТЕРСТВО МИНИСТЕРСТВО МИНИСТЕРСТВО ПО РАБОТЕ С ТРУДА И КУЛЬТУРЫ И НАЧАЛЬНЫМИ ЭКОЛОГИИ ДОСУГА КЛАССАМИ Данная модель самоуправления опирается на: Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся; Основные нормативные документы школы, не противореча им; Сохранение и приумножение школьных традиций; Простоту внедрения проекта в жизнь; Вовлечение в процесс самоуправления обучающихся. Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников. Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты: мотивационно деятельностный, ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный. Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде. 4 Социальная среда - это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру. Организационный блок Структура уровней ученического самоуправления школы. Система школьного самоуправления имеет 2 уровня. Первый уровень - индивидуальный, отдельные обучающиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Президента школы (Председатели ученического самоуправления). Индивидуальный уровень – обучающийся. Педагогические задачи: Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы обучающихся под руководством классных руководителей; Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности; Воспитание ответственности за порученные дела; Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и обучающимися. Второй уровень - школьное самоуправление. Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Президент школы - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления. Совет школы – высший орган самоуправления школы. Уровень – общешкольное ученическое самоуправление. Педагогические задачи: Формирование актива школы, анализ результативности работы актива. Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества; Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса. Содержательный блок Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из шести блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже: Министерства МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА Ведущий вид деятельности Познавательная деятельность Содержание Спортивно – оздоровительная деятельность организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе) 5 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ МИНИСТЕРСТВО ПО РАБОТЕ С НАЧАЛЬНЫМИ КЛАССАМИ Художественно – эстетическая деятельность тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи Трудовая деятельность тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории Проведение тематических мероприятий, организация игр, помощь в подготовке к конкурсам и фестивалям Приведение мероприятий Ожидаемые результаты: Повышение гражданской позиции обучающихся; Повышение заинтересованности в развитии школы; Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями; Увеличение занятости детей во внеурочное время; Улучшение нравственного, физического здоровья обучающихся; Активизация творческой деятельности обучающихся; Снижение количества детей, имеющих вредные привычки; Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений. Основные формы ученического самоуправления. Заседания Совета ученического самоуправления; Участие в работе собрания; Участие в работе ученических и родительских собраний; Проведение благотворительных и иных акций; Проведение социологических опросов; Участие в работе творческих групп; Проведение круглых столов; Организация и проведение досуговых мероприятий; Организация и проведение спортивных соревнований; Другие формы работы. Управленческий блок Управление развитием ученического самоуправления. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления. Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл. Сбор информации и её анализ (проводится участниками Совета, председателем и методистом); 6 Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Президентом школы, методистом) Организация, т.е. подготовка обучающихся к деятельности (осуществляется методистом и классными руководителями) Контроль; (производится Президентом школы (Председателем совета),методистом); Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (штабом ВР и методистом) Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности: «Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы); «Отечество» (гражданско-патриотическое); «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов); «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное). «Право и закон» (профилактика предупреждения преступлений и правонарушений). 7 ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2023- 2024 учебный год Сентябрь № Дата Министерства Мероприятие 1 02.09 – 06.09 Министерство науки и образования 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга 3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта 4 В течение месяца Министерство рекламы и информации День знаний. Выборы органов ученического самоуправления Организация дежурства по школе. Торжественная линейка, посвященная Дню знаний. Подготовка к празднику осени День безопасности. Месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Выпуск праздничных газет ко Дню Знаний 5 В течение месяца Министерство труда и экологии Уборка школьного двора, работа на клумбах. Организация дежурства по школе. Октябрь № Дата Министерства Мероприятие 1 В течение месяца Министерство науки и образования Контроль над качеством дежурства Проведение рейдов «Внешний вид обучающихся», наличие сменной обуви 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга 3 В течение месяца 4 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Министерство рекламы и информации Праздник «День учителя» Конкурс поздравительных плакатов ко Дню учителя День здоровья «Молодежь за здоровый образ жизни». Оформление поздравительных плакатов ко Дню учителя. 5 Третья неделя Министерство труда и экологии Контроль за дежурством по школе, уборкой в кабинетах, 6 06.10.2023 Министерство по работе с начальными классами Посвящение первоклассников в пешеходы № Дата Министерства Мероприятие 1 В течение месяца Министерство науки и образования Рейд по проверке посещаемости школы. Рейд по проверке внешнего вида обучающегося, наличие сменной обуви. 8 Ноябрь 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери. Участие в проведении мероприятий, посвященных Дню народного единства 3 В течение месяца 4 В течение месяца 5 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Министерство рекламы и информации Министерство труда и экологии Беседа «Правила поведения на водоеме в осенне-зимний период» Конкурс плакатов ко Дню матери Видеопоздравления мамам Контроль за дежурством. 6 В течение месяца Министерство по работе с начальными классами Организация игр во время перемен. Конкурс рисунков «Моя многонациональная Россия» Декабрь № Дата Министерства Мероприятие 1 В течение месяца Министерство науки и образования 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Проведение рейтинга «Лучший класс» Дежурство во время проведения новогодних праздников Подготовка новогодних праздников 3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Проведение игр на свежем воздухе в ГПД 4 В течение месяца Министерство рекламы и информации 5 В течение месяца Министерство труда и экологии Акция «Оформим школу к празднику» Выставка рисунков «Скоро Новый год!» Дежурство в школе. 6 В течение месяца Министерство по работе с начальными классами Помощь в подготовке к новогодним праздникам № Дата Министерства Мероприятие 1 В течение месяца Министерство науки и образования 2 В течение месяца 3 В течение месяца 4 В течение месяца Министерство культуры и досуга Министерство здоровья и спорта Министерство рекламы и информации Дежурство в школе. Проведение рейдов «Внешний вид обучающихся» Участие в благотворительной неделе «Новогодние чудеса» «Зимние забавы» - спортивные мероприятия Выпуск школьной стенгазеты Январь 9 Февраль № Дата Министерства Мероприятие 1 В течение месяца Министерство науки и образования 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Дежурство в школе. Дежурство во время проведения праздничных мероприятий День Защитника Отечества «А ну-ка, парни!» - конкурсная программа для мальчиков 3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта День здоровья «Быстрее Выше Сильнее» 4 В течение месяца Министерство рекламы и информации 5 В течение месяца Министерство труда и экологии «Так воевали наши деды» - выставка рисунков «Поздравительная открытка» поздравление с Днем Защитника Отечества Дежурство по школе. 6 В течение месяца Помощь в подготовке к конкурсам «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девочки!» № Дата Министерство по работе с начальными классами Март Министерства 1 В течение месяца Министерство науки и образования 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга 3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Акция «Библиотеке – нашу помощь» Проведение рейтинга «Лучший класс» Дежурство в школе. Проведение рейдов «Внешний вид обучающихся» Международный Женский День Проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному Женскому Дню День здоровья «Быстрее Выше Сильнее» 4 В течение месяца 5 В течение месяца Министерство рекламы и информации Министерство труда и экологии Конкурс поздравительных видеооткрыток Дежурство в школе. 6 В течение месяца Помощь в проведении конкурсов. № Дата Министерство по работе с начальными классами Апрель Министерства 1 В течение месяца Министерство науки и образования Дежурство в школе. Проведение рейдов «Внешний вид обучающихся» Мероприятие Мероприятие 10 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!» День смеха 3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта День здоровья. Школьный весенний кросс. 4 В течение месяца Министерство рекламы и информации 5 В течение месяца Министерство труда и экологии Конкурс художественно-прикладного искусства посвященный Дню космонавтики. «Что расскажет нам телескоп» Дежурство в школе. Экологический десант. Май № Дата Министерства Мероприятие 1 В течение месяца Министерство науки и образования 2 В течение месяца Министерство культуры и досуга 3 В течение месяца 4 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Министерство рекламы и информации Подведение итогов соревнований по школе. Определение и награждение «Лучшего класса года». Дежурство в школе. Проведение рейдов «Внешний вид обучающихся». Организация дежурства во время проведения праздничного концерта, посвященного Дню Победы Праздничный концерт, посвященный Дню Победы. Организация и проведения праздника «Последний Звонок». Линейка Памяти. Вахта Памяти Зарница 5 В течение месяца Министерство труда и экологии «Поздравительная открытка» поздравление ветеранов ВОВ с Днем Победы Дежурство в школе. Экологический десант 11